Главная страница Написать автору Обсудить в форуме
Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность!
В 1915 году к директору одного из подмосковных театров явилась молодая
девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо
было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером
Соколовским. "Дорогой Ванюша, - писал он, - посылаю тебе эту дамочку,
чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в
скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив
у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так
что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры - так будет
лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она
играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская..." К счастью, директор
театра не послушался совета Соколовского.
Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей?
- Ну это еще мягко сказано, - заметила Раневская. - Я вчера позвонила в
кассу, и спросила, когда начало представления.
- И что?
- Мне ответили: "А когда вам будет удобно?"
Медсестра, лечившая Раневскую рассказала, как однажды Фаина Георгиевна
принесла на анализ мочу в термосе. Сестра удивилась, почему именно в
термосе, надо было в баночке. Hа что великая актриса возмущенно пробасила:
Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прямо с утра, теплую?!
Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая
и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась и на пороге застыл один
из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим
знаменитым баском: 'Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?'
Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина
Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные
отношения), крикнул в запале актрисе: 'Фаина Георгиевна, вы своей игрой
сожрали весь мой режиссерский замысел!' 'То-то у меня ощущение, что я
наелась дерьма!' - парировала 'великая старуха'.
Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:
- Тот слепой, которому ты подала монету, не притворяется, он действительно
не видит.
- Почему ты так решила?
- Он же сказал тебе: 'Спасибо, красотка!'
Старшее поколение всегда ругает молодежь:
-она, мол, совершенно испортилась, стала легко-мысленной, не уважает
старших, без царя в голове, только о забавах и думает... Услышав такой
стариковский разговор, Раневская сказала со вздохом:
- Самое ужасное в молодежи то, что мы сами уже не принадлежим к ней и не
можем делать все эти глупости...
Фаина Георгиевна вернулась домой бледная как смерть, и рассказала, что
ехала от театра на такси.
- Я сразу поняла, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал
от грузовиков, проскальзывал прямо перед носом прохожих! Но по настоящему
я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы
посмотреть на счетчик!
- Меня никто не целовал, кроме жениха! - с гордостью сказала Раневской
одна молодая актриса.
- Милочка, я не поняла, - отозвалась Фаина Георгиевна, - это вы хвастаете
или жалуетесь?
- Моя собака живет лучше меня! - пошутила однажды Раневская. - Я наняла
для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет, как Сара
Бернар, а я - как сенбернар…
- Неужели я уже такая старая, - сокрушалась как-то Раневская. - Ведь я еще
помню порядочных людей!
В Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, открылась
выставка "Шедевры Дрезденской галереи". Возле "Сикстинской мадонны"
Рафаэля стояло много людей - смотрели, о чем-то говорили... И неожиданно
громко, как бы рассекая толпу, чей-то голос возмутился: "Нет, я вот одного
не могу понять... Стоят вокруг, полно народу. А что толпятся?.. Ну что в
ней особенного?! Босиком, растрепанная..."
"Молодой человек, - прервала монолог блистательнейшая наша актриса
Ф.Г.Раневская, - эта дама так долго пленяла лучшие умы человечества, что
она, вполне может выбирать сама: кому ей нравиться, а кому нет".
В переполненном автобусе, развозившем артистов, после спектакля, раздался
неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа и шепотом, но так
чтобы все слышали, выдала:
- Чувствуете, голубчик? У кого-то открылось второе дыхание!
В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль 'Дальше - тишина'.
Главную роль играла уже пожилая Раневская. Как-то после спектакля к ней
подошел зритель и спросил:
- Простите за нескромный вопрос, а сколько вам лет?
- В субботу будет 115, - тут же ответила актриса.
Поклонник обмер от восторга и сказал:
-
В такие годы и так играть!
Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной
популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом:
'Одесса делает Раневской апофеоз
!'Однажды актриса прогуливалась по городу, а за ней долго следовала толстая
гражданка, то обгоняя, то заходя сбоку, то отставая, пока на-конец не
решилась заговорить.
- Я не понимаю, не могу понять, вы - это она?
- Да, да, да, - басом ответила Раневская. - Я - это она!
За Раневской по одесской улице бежит поклонник, настигает и радостно
кричит, протягивая руку:
- Здравствуйте! Позвольте представиться, я - Зяма Иосифович Бройтман...
- А я - нет! - отвечает Раневская и продолжает прогулку.
Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал
грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
- В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие
употребляете вы. Но искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша
мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.
Как-то Раневская позвонила Михаилу Новожихину, ректору Театрального
училища им. М. С. Щепкина:
- Михаил Михайлович, дорогой мой, у меня к вам великая просьба. К вам в
училище поступает один абитуриент, страшно талантливый. Фамилия его
Малахов. Вы уж проследите лично, он настоящий самородок, не проглядите,
пожалуйста...
Разумеется, Новожихин отнесся к такой высокой рекомендации со всем
вниманием и лично присутствовал на экзамене. Малахов не произвел на него
никакого впечатления, и даже, напротив, показался абсолютно бездарным.
После долгих колебаний он решилтаки позвонить Раневской и как-нибудь
вежливо и тактично отказать ей в просьбе. Едва только начал он свои
объяснения, как Фаина Георгиевна закричала в трубку:
- Ну как? Г..? Гоните его в шею, Михаил Михайлович! Я так и чувствовала,
честное слово... Но вот ведь характер какой, меня просят посодействовать и
дать рекомендацию, а я отказать никому не могу.
Как-то Раневской позвонила словоохотливая приятельница и долго-долго
мучила ее болтовней. Когда у Фаины Георгиевны лопнуло терпение, она
извиняющимся тоном сказала:
- Простите, дорогая, я говорю с вами из автомата, здесь ждут...
Как-то Раневскую спросили, почему у Марецкой все звания и награды, а у нее
намного меньше? На что Раневская ответила:
- Дорогие мои! Чтобы получить все это, мне нужно сыграть как минимум
Чапаева!
Как-то Фаина Раневская записала для радио длинное и подробное интервью о
своей жизни, о работе в театре, о ролях в кино. Интервью это одобрили, и
оно должно было пойти в эфир, но накануне передачи к ней приехала
корреспондентка и попросила переписать одно место, где Раневская якобы
неправильно произносит слово 'феномен'.
- Я справилась в словаре, современного русского языка, - сказала
корреспондентка. - Так вот, посовременному произносить это слово нужно с
ударением на 'о' - феномен! А вы произнесли 'феномен'.
Раневская поначалу заспорила, но потом согласилась и отправилась на студию
переписывать этот кусок интервью. Однако, по всей видимости, по дороге
одумалась, так что когда села к микрофону, то резко и твердо сказала:
- Феномен, феномен и еще раз феномен! А кто произносит феномен, пусть
поцелует меня в задницу!
Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала:
- МХАТ полетел.
Киногруппа, в составе которой находилась Фаина Раневская, с утра выехала
за город на натурные съемки. Предстояла большая работа, нужно было. много
успеть за день. У Раневской же, как на зло, случилось расстройство
желудка. По приезде на площадку она сразу направилась к выстроенному на
краю поля дощатому сооружению. Аппаратура давно установлена, группа готова
к съемкам, а артистки нет и нет. Режиссер нервничает, глядит на часы,
оператор сучит ногами. Актриса не появляется. Орут, думая, что с ней
что-то случилось. Она отзывается, кричит, что с ней все в порядке. Наконец
после долгого ожидания дверь открывается и Раневская, подходя к группе,
говорит:
- Братцы вы мои! Знали бы вы, сколько в человеке дерьма!
Молодая актриса как-то спросила у Раневской:
- Фаина Георгиевна, как вы думаете, почему у мужчин красивая женщина
пользуется большим успехом, чем умная?
- Деточка, это же так просто! Слепых мужчин на свете не слишком много, а
глупых - хоть пруд пруди...
На вопрос одного из актеров, справлявшихся по телефону у Раневской о ее
здоровье, она отвечает:
- Дорогой мой, такой кошмар! Голова болит, зубы ни к черту, сердце жмет,
кашляю ужасно, печень, почки, желудок - все ноет! Суставы ломит, еле
хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!
На улице в Одессе к Раневской обратилась прохожая:
- Простите, мне кажется, я вас где-то видела... Вы в кино не снимались?
- Нет, - отрезала Раневская, которой надоели уже эти бесконечные
приставания. - Я всего лишь зубной врач.
- Простите, - оживилась ее случайная собеседница. - Вы зубной врач? А как
ваше имя?
- Черт подери! - разозлилась Раневская, теперь уже обидевшись на то, что
ее не узнали. - Да мое имя знает вся страна!
Находясь уже в возрасте преклонном, Раневская тем не менее умела заставить
людей подчиняться и выполнять ее требования. Однажды перед Московской
олимпиадой Раневская набрала номер директора театра и официальным тоном
сообщила, что ей срочно нужна машина. Директор попробовал отказать,
сославшись на то, что машина занята, но Раневская сурово перебила:
- Вы что же, не понимаете? Я должна объехать Москву и показать мальчику
олимпийские объекты. Он хочет убедиться, что все в порядке...
Директор вынужден был отправить машину Раневской, хоть и не знал, какой
такой еще мальчик желает проверить готовность объектов. А Мальчик - была
кличка любимой собачки Фаины Георгиевны.
Однажды Раневская отправилась в магазин за папиросами, но попала туда в
тот момент, когда магазин закрывался на обед. Уборщица, увидев стоящую у
дверей Раневскую, бросила метелку и швабру и побежала отпирать дверь.
- А я вас, конечно же, узнала! - обрадованно говорила уборщица, впуская
Раневскую. - Как же можно не впустить вас в магазин, мы ведь вас все очень
любим. Поглядишь этак на вас, на ваши роли, и собственные неприятности
забываются. Конечно, для богатых людей можно найти и более шикарных
артисток, а вот для бедного класса вы как раз то, что надо!
Такая оценка ее творчества очень понравилась Раневской, и она часто
вспоминала эту уборщицу и ее бесхитростные комплименты.
Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел
какой-то незнакомый мужчина.
- Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не
валяются...
Однажды Раневскую спросили, была ли она когда-нибудь влюблена, и актриса
рассказала забавную и грустную историю. Лет в девятнадцать, поступив в
труппу какого-то провинциального театра, она влюбилась в первого
героя-любовника. Конечно же, он был настоящим красавцем, как и положено
актеру, играющему такие роли. "Я же была настоящей уродиной, даже в
молодые годы,- призналась Фаина Георгиевна. - Ходила за ним как тень,
пялилась, словом, влюбилась как кошка... Он как бы и не замечал ничего, но
вот как-то раз неожиданно подходит ко мне и говорит:
- Дорогая, вы ведь неподалеку комнатку снимаете? Верно?
- Верно...
- Ждите меня сегодня вечером, часиков около семи, я к вам загляну...
Я, конечно, немедленно отпросилась домой, накупила вина и еды,
принарядилась, напудрилась, сижу и жду... Час жду, другой... Наконец,
часов около десяти, является пьяный, растрепанный, в обнимку с какой-то
крашеной стервой.
- Дорогая, - говорит, - погуляйте где-нибудь часок...
Вот это была моя первая и последняя любовь".
Однажды в театре Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием
Бортниковым, а лифт застрял... Ждать пришлось долго - только минут через
сорок их освободили. Молодому Бортникову Раневская сказала, выходя:
- Ну вот, Геночка, теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня
скомпрометируете!
Оставшись в послереволюционной России, Раневская очень бедствовала и в
какой-то трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего
отца.
Тот ей сказал: 'Сударыня, поймите меня правильно: дать дочери Фельдмана
мало я не могу. А много - у меня уже нет...'
Председатель Комитета по телевидению и радиовещанию С. Г. Лапин, известный
своими запретительскими привычками, был большим почитателем Раневской.
Актриса, не любившая идеологических начальников, довольно холодно
выслушивала его восторженные отзывы о своем творчестве.
Однажды Лапин зашел в гримуборную Раневской после спектакля и принялся
восхищаться игрой актрисы. Целуя на прощание ей руку, он спросил:
- В чем я могу вас еще увидеть, Фаина Георгиевна?
- В гробу, - ответила Раневская.
Раневская долгие годы работала в театре им. Моссовета. Однако отношения с
главным режиссером у нее не сложились, и Завадскому частенько доставалось
от ее острого языка. Как-то Завадский, который только что к своему юбилею
получил звание Героя Социалистического Труда, опаздывал на репетицию.
Ждали долго. Наконец, не выдержав, Раневская спросила с раздражением:
-Ну, где же наша Гертруда?
Раневская как-то сказала с грустью:
- Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли
домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы.
Раневская наконец получила новую квартиру. Друзья перевезли ее нехитрое
имущество, помогли расставить все по местам, а когда собрались уходить,
Фаина Георгиевна вдруг заволновалась:
- Боже мой, а где мои похоронные принадлежности?! Куда вы девали мои
похоронные принадлежности? Не уходите, я же сама ни за что не найду, я же
старая, могут понадобиться в любую минуту!
Стали искать эти 'похоронные принадлежности', не совсем понимая, что
Раневская имеет в виду. И вдруг Фаина Георгиевна радостно закричала:
- Да вот же они, слава Богу, нашла! И торжественно продемонстрировала всем
коробочку со своими орденами и медалями.
Раневская познакомилась и подружилась с теткой режиссера Львовича, которая
жила в Риге, но довольно часто приезжала в Москву. Тетку эту тоже звали
Фаина, что невероятно умиляло Раневскую, которая считала свое имя
достаточно редким. 'Мы с вами две Феньки, - любила при встрече повторять
Раневская. - Это два чрезвычайно редких и экзотических имени'. Однажды
сразу после выхода фильма 'Осторожно, бабушка!' Фаина Раневская позвонила
в Ригу своей тезке и спросила, видела ли та фильм?
- Еще не видела, но сегодня же пойду и посмотрю!
- Так-так, - сказала Раневская. - Я, собственно, зачем звоню... Звоню,
чтобы предупредить - ни в коем случае не ходите, не тратьте деньги на
билет, фильм - редкое г..!
Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на
вокзал.
- Жалко, что мы не захватили пианино, говорит Фаина Георгиевна.
- Неостроумно, замечает кто-то из сопровождавших.
- Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская - Дело в том, что на
пианино я оставила все билеты.
Раневская, всю жизнь прожившая одна, говаривала:
- Семья - это очень серьезно, семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде
чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее:
всё или семья.
Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике,
и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные корабли не тонут.
- Как же это так? - допытывалась она у одной своей знакомой, инженера по
профессии. - Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда корабли из железа
не тонут?
- Тут все очень просто, - ответила та. - Вы ведь учили физику в школе?
- Не помню.
- Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл
закон, по которому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая
сила, равная весу вытесненной воды...
- Не понимаю, - развела руками Фаина Георгиевна.
- Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполненную до краев ванну, что
происходит? Вода вытесняется и льется на пол... Отчего она льется?
- Оттого, что у меня большая ж...! - догадалась Раневская, начиная
постигать закон Архимеда.
Фаина Раневская и Варвара Сошальская были заняты в спектакле 'Правда
хорошо, а счастье лучше'. Раневской уже было за восемьдесят, а Сошальгкой
к восьмидесяти.
Однажды на репетиции Сошальская плохо себя чувствовала: в ночь перед
репетицией не спала, подскочило давление... В общем, все ужасно. Раневская
пошла в буфет, чтобы купить ей шоколадку или что-нибудь сладкое, дабы
поднять подруге настроение. В буфете продавались здоровенные парниковые
огурцы, в ту пору впервые среди зимы появившиеся в Москве.
Фаина Георгиевна немедленно купила огурец невообразимых размеров, положила
в карман передника - она играла служанку - и отправилась на сцену. В тот
момент, когда нужно было подать что-то барыне Сошальской, - Раневская
вытащила из кармана огурец:
- Вавочка, посмотри, какой огурчик я тебе принесла...
- Спасибо тебе, Фуфочка! - обрадовалась Сошальская.
Уходя со сцены, Раневская очень хитро подмигнула и уточнила:
- Вавочка, я дарю тебе этот огурчик. Хочешь - ешь его, хочешь - живи с
ним...
Пришлось режиссеру объявить перерыв, поскольку после этой фразы
присутствующие просто полегли от хохота и репетировать уже никто не мог...
- Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! -
сетовала Раневская. - Раньше я просто не знала, как отвечать на их
вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.
В присутствии Раневской однажды зашел разговор о современной молодежи.
- Вы правы, - заметила Фаина Георгиевна - сегодняшняя молодежь ужасная. Но
еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.
Как-то раз Раневскую остановил в Доме актера один поэт, занимающий
руководящий пост в Союзе писателей.
- Здравствуйте, Фаина Георгиевна! Как ваши дела?
- Очень хорошо, что вы спросили. Хоть кому-то интересно, как я живу!
Давайте отойдем в сторонку, и я вам с удовольствием обо всем расскажу.
- Нет-нет, извините, но я спешу. Мне, знаете ли, надо еще на заседание...
- Но вам же интересно, как я живу! Что же вы сразу убегаете, вы
послушаете. Тем более, что я вас задержу на долго, минут сорок, не больше.
Руководящий поэт начал спасаться бегством.
- Зачем же тогда спрашивать, как я живу?! - кричала ему вслед Раневская.
Раневская говорила:
- Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда
он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу.
Бирма - и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда
тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами,
живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
Раневская на вопрос, как она себя сегодня чувствует, ответила:
- Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком
году я родилась, и только ахнула...
Раневская объясняет внуку, чем отличается сказка от были:
- Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль
- это когда наоборот.
Однажды на съемках ее постоянный гример то ли заболел, то ли просто не
пришел - так или иначе, на месте его не оказалось. После солидного
скандала, на кои, говорят, она была не меньший мастер, чем на все
остальное, Раневская согласилась на замену - робкую, скромную, только что
после института молоденькую девушку. Та и так была в полуобмороке от
сознания того, С КЕМ ей предстоит работать, а этот скандал ее доконал
окончательно. Очевидно, желая ее подбодрить, Раневская решила поговорить с
ней о жизни. "Замужем?" - спросила она. "Нет..." - робко пискнула девушка.
"Хорошо!" - одобрила Фаина Георгиевна. "Вот помню, когда в Одессе меня
лишали невинности, я орала так, что сбежались городовые!"
Еще несколько шуточек от Фаины Раневской:
1. Назойливая поклонница выпрашивает у Фаины Григорьевны номер ее
телефона. На что та отвечает с изумлением в глазах: "Милая, вы что, с ума
сошли? Ну откуда я знаю свой телефон? Я же сама себе никогда не звоню".
2. "Присказка" Раневской, порожденная ее трениями на профессиональной
почве с Юрием Завадским: "Вы знаете, что снится Завадскому?" - и тут же
сама себе отвечает: "Ему снится, что он уже похоронен в Кремлевской
стене".
3. Раневская решила продать шубу. Открывает перед потенциальной
покупательницей дверь шкафа - и вдруг оттуда вылетает здоровенная моль.
Фаина Григорьевна провожает ее взглядом и внушительным тоном - с упреком -
вопрошает: "Ну что, сволочь, нажралась?"